“Золотой век” испанской лошади
Порода достигла своего расцвета после завершения Реконкисты (изгнания мавров). Андалузские лошади стали известны по всей Европе и признавались лучшими среди верховых; они уступали в популярности лишь лошадям восточных пород. Герцог Ньюкэстл в XVII веке писал о них: “Из всех лошадей мира лошади Испании наилучшие. Отборные экземпляры их, я могу ручаться, - самые благородные на свете, и не найдется лошади, которая была бы лучше сложена, от кончиков ушей до копыт. Не так легки, как берберийцы, не так тяжелы, как неаполитанцы, живого, понятливого нрава, они отличаются еще прекрасными движениями. Их шаг, рысь и галоп не оставляют желать лучшего. По-моему, нет лошади, которая была бы лучше под седлом монарха в триумфальном шествии или в сражении”.
Андалузские лошади назывались “генеты”: это слово по-испански означает “всадник”, а происходит оно от названия одного из иберийских племен. С появлением огнестрельного оружия относительно более сухие и легкие “генеты” стали вытеснять породы тяжелых рыцарских коней средневековья: таких, как фризы или баварские ротталеры. Одновременно с испанской породой по Европе распространялся и испанский стиль езды, отличавшийся от стиля езды рыцарей большим контактом с лошадью и большей маневренностью. Позднее на его основе сложилась испанская школа верховой езды.
Под большим влиянием андалузской крови начала формироваться целая группа новых пород, близких к “испанцам” по типу и использованию. Наиболее известные из них происходят из дворцовых заводов, возникших в XVI веке: Фредериксборгского, Кладрубского, Липпицанского. Тогда же возникли и знаменитые школы верховой езды: Неаполитанская и Испанская придворная в Вене. В них культивировалась испанская школа верховой езды, принципы которой развивали Гризоне, Плювинель, Ла Гриньер. Ее особенность состояла в том, что лошадь должна была двигаться в максимальном сборе, перенеся основную нагрузку на задние ноги и тем самым освободив перед. Элементы этой выездки весьма сложны и требуют от лошади не только контакта со всадником, гибкости, поворотливости, но и определенной “силовой подготовки”, так как при их выполнении задние ноги лошади выдерживают большое напряжение: это разнообразные “школьные” прыжки, например, с приземлением на задние ноги (курбет), стойки на сильно согнутых задних ногах (левада) и т.д. Первоначально все эти приемы были нужны для ведения поединка, но позднее составили как бы особый вид искусства. В лошади ценились в первую очередь эффектность, парадность, а резвость имела небольшое значение. Многие элементы испанской школы выездки сегодня считаются искусственными, однако именно на ее основе развились современные принципы искусства верховой езды.
Вплоть до конца XVIII века андалузская порода имела такое же влияние на большинство культурных пород, какое в наше время имеет английская чистокровная лошадь: андалузские производители использовались для улучшения самых разных пород, от “каретных” до пони. Тракененская, ганноверская, гольштинская и многие другие старинные полукровные породы в тот период имели большую долю испанской крови. Андалузских лошадей можно найти даже среди предков чистокровной верховой породы.
Завозились в свое время андалузские или, как их тогда у нас называли, испанские лошади и в Россию, их было много в дворцовых заводах. Несколько испанских кобыл оставили след в орловской рысистой и орловской верховой породах.
Но особенно велико было значение андалузской породы для коневодства Америки. Ведь Новый Свет был покорен верхом на испанском коне. И уже первые колонисты привезли с собой лошадей, которые легко и быстро прижились в новых условиях. Практически все первоначальное конское население Америки было берберо-испанским, да и сегодня, несмотря на столетия отбора в новых условиях, андалузская кровь заметна во многих американских породах.
В XVI-XVIII веках вкусы несколько изменились. В этот период в искусстве господствовал стиль барокко, и в моду вошли лошади более пышных форм, более тяжелые и рослые. Новому идеалу больше всего соответствовала неаполитанская порода, которая происходила от андалузских и берберийских лошадей. Особенности неаполитанской породы, не сохранившейся до наших дней, можно заметить, сравнивая современных андалузских лошадей с липпицанскими старого типа и особенно кладрубскими: последние рыхлее, несколько растянуты, у них чаще бывает мягковатая спина, профиль головы уже не с изящной горбинкой, а сильно выпуклый, начиная прямо с переносицы. Испанские “генеты”, хотя и были очень близки к неаполитанцам по типу, все же отличались гораздо большей сухостью и компактностью, в них больше чувствовалась восточная кровь. Однако неаполитанская порода стала настолько популярной, что даже в самой Испании скрещивания с ней поощрялись королем. Новый, так называемый “германский”, тип все больше вытеснял старую породу.
Сохранилась андалузская порода благодаря усилиям монахов из картезианского монастыря, основанного в 1476 году возле городка Херес де ла Фронтера. Слово “Фронтера” (граница) неслучайно в названии Хереса, родины знаменитых на весь мир вин: во времена Реконкисты здесь проходил рубеж освобожденных от мавров земель. В период всеобщего увлечения неаполитанской кровью в Хересе оставались верны старому типу андалузских “генет”. До сих пор “картезианские” лошади считаются самыми лучшими в андалузской породе, а конный завод в Хересе остается самым известным местом ее разведения.
С начала XIX века широкое признание получила английская чистокровная лошадь. Как сказал один из авторов прошлого века, разница между лошадью испанского типа и английской состоит в том, что первая - это лошадь в стиле рококо, а вторая - в стиле ампир. Вместе с новой породой пришла новая эпоха: звезда славы андалузской породы начала клониться к закату. Манежи сменились ипподромами, а испанская школа верховой езды вышла из моды. Старые традиции удалось сохранить лишь в Высших школах верховой езды в Вене и Сомюре.
Для кавалерии теперь тоже нужны были лошади с другими качествами - резвые и выносливые; слишком специализированная в выездке андалузская лошадь с высоким и непроизводительным ходом новым требованиям не соответствовала. Если раньше при разведении полукровных пород широко использовались андалузские производители, то теперь их все больше вытесняли английские. В результате численность породы сильно сократилась, ареал ее практически ограничился территорией Испании. Даже у себя на родине андалузская лошадь уступала позиции чистокровной верховой, арабской и англо-арабской. Именно этим можно объяснить то, что отечественная литература уделяла ей очень мало внимания: даже такие специалисты, как В.О. Витт и В.О. Липпинг, едва ли ни единственные, кто писал у нас об испанских лошадях в советское время, считали, что эта прежде столь знаменитая порода выродилась и даже совершенно исчезла.